Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель урока:
-знакомство учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
- отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней
Предметные:
уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.
Матапредметные.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные :
Обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)
Оборудование: карточки с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Этапы урока
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационный момент
Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф:
Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд.
К. Паустовский
А почему я сделала такой выбор, мы обсудим в конце урока.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
2.Повторение пройденного материала.
орфографическая минутка
Текст с ошибками раздается каждому на листочке. Предлагается исправить ошибки красным маркером, а на доску выносится правильный вариант.
Его чудкое ухо слышало шерох листев и шопот ветра а зоркий глас видил каждую веточку и тровинку.
3.Актуализация ЗУН, необходимых для усвоения новых знаний.
Сообщение темы урока, постановка цели урока
Выполнение задания «найди лишнее».
Шепот, шорох, грачом.
В процессе работы возникает проблемный вопрос: как объяснить правописание слова грачом?
-Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? А цели?
Цели:
1) уметь распознавать орфограмму « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»;
2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.
Запись темы урока.
4. Объяснение нового материала.
Рассуждение-поиск.
На доске написаны слова: врачом товарищем
дворцом полотенцем
межой задачей
борцов горцев
- Прочитайте слова в первом столбике, во втором.
- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Определите ударение в словах.
- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Затем учитель предлагает прочесть правило в учебнике на стр.221.
Одна из них заключалась в том, что вы должны уметь правильно писать буквы о-е после шипящих и ц, действуя по алгоритму. Давайте составим алгоритм.
Алгоритм – порядок действий.
1.Где? (в окончании )
2.В какой части речи?(в существительном)
3.После каких букв? (после шипящих)
4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е)
5.Динамическая пауза.
Учитель предлагает классу встать и задает вопросы.
-Сегодня 28 февраля?
-Сегодня последний день весны?
-Завтра 29 февраля?
-На уроке присутствуют гости?
-Завтра у вас каникулы?
-Завтра у вас выходной?
-Окончание-это орфограмма?
-Окончание-это часть слова?
-Ж,Ш,Ч,Щ – гласные?
-Ж,Ш,Ч,Щ – это шипящие?
- пишу О –
Межой,
Лучом,
Пейзажем,
Врачом,
Карандашом
Ландышем.
6.Первичное закрепление.
Учитель организовывает повторение алгоритма, а затем объясняет задание.
-Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные. в которых встречается изучаемая вами орфограмма.?
-Сейчас я предлагаю вам немного необычный вид работы- диктант-молчанка. Кроме того, вы должны будете изменить существительные-поставить их в форму творительного падежа.
7.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
Обратимся еще раз к целям нашего урока.
Сейчас ваша задача распознать слова с необходимой орфограммой и правильно написать их.действуя по алгоритму.
Затем учитель предлагает обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку.
8.Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам со взаимопроверкой.
Показать себя с лучш…й стороны - производить впечатление успешного человека.
Не ударить в грязь лиц…м - не опозориться, с честью выйти из затруднений, показать себя с лучшей стороны в каком-нибудь деле.
Убить двух зайц…в - одновременно сделать два дела.
Всем сердц…м – искренне, от всей души.
Как свои пять пальц…в - знать очень хорошо, до мелочей .
Работа бьёт ключ…м - бурно проходит, активно проявляется.
9.Рефлексия.
-Сначала мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока, а именно,к эпиграфу.
-Как вы думаете, почему я именно такой эпиграф выбрала для нашего урока?
-А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева) и фломастером, который соответствует вашему настроению напишет, что он думает о сегодняшнем уроке.
Ваши записи могут содержать ответы на следующие вопросы: