Тема урока: Местоимение
Цель урока: актуализация и углубление знаний о грамматическом значении и о морфологических признаках местоимения; местоимение среди других частей речи; получить первое представление о разрядах местоимений (личные и притяжательные)
Знать: грамматическое значение местоимения, морфологические признаки местоимения, иметь представление о соотносительности местоимения с другими самостоятельными частями речи; роль местоимения как средства связи предложений в тексте.
Уметь: определять местоимение, различать 2 разряда местоимений, применять ранее полученные знания о роде, числе, падеже.
Повторение: грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола, наречия; правописание безударных гласных в корне слова.
Оборудование урока:
Ход урока.
1. Организационный момент. (Приветствие, положительный настрой)
2. Подготовка к восприятию темы, основанная на повторении ранее изученного материала.
Перед вами предложение. Запишите его, поставив пропущенные буквы, приготовьтесь объяснить орфограммы.
Они вес..ло идут по у..кой д..ро(ш, ж)ке.
(Далее – ответы учащихся, объясняющих орфограммы.)
- Задание радам: 1 – найти имена существительные, 2 – найти имена прилагательные, 3 – найти глагол. Приготовьте небольшой рассказ о своей части речи.
1. Прочтите слово, определите часть речи.
2. Что обозначает эта часть речи?
3. На какие вопросы отвечает?)
(Звучат ответы учащихся, по ходу ответов учитель заполняет пустоты в схеме-матрице и прикрепляет карточки с грамматическим значением части речи)
- Какое слово в предложении осталось нерассмотренным? Какая это часть речи? Что обозначает?
- Что объединяет эти части речи? (Все они - самостоятельные).
3. Новый материал с поэтапным закреплением.
1. Над лесом медленно поднимается солнце. Оно светлое и приветливое.
2. Приятно учиться в нашей новой, современной школе.
3. Где находится твой дом? – Далеко.
- Задание классу: запишите фразы, к выделенным словам поставьте вопросы, на какую часть речи похожи слова? (Далее – ответы учащихся).
- Слово «оно» употребляется вместо ИС, указывает на предмет, но не называет его.
- Слово «наша» употребляется вместо ИП, указывает на признак предмета, но не называет его.
- Слово «где» употребляется вместо наречия, указывает на признак действия, но не называет его.
- Все эти слова – местоимения. Местоимение отличается от других самостоятельных частей речи тем, что оно не называет предметы и признаки, а только указывает на них.
- Почему местоимение так назвали? (Звучат ответы учащихся)
(В схеме заполняется оставшийся сектор, добавляются маркеры – условные обозначения частей речи, которые может в речи заменить местоимение).
Вывод: местоимение принимает признаки той части речи, которую «заменяет».
4.Языковая игра.
Учащиеся поднимаются у своих парт, отвечают на шуточные задания, поднимая при этом руку вверх. Условие – в ответе можно употреблять только личные или притяжательные местоимения.
1. Кто получает в школе знания? – Я!
2. Эти ребята с местоимением знакомы. – Мы!
3. Чей пёс качает головой? – Твой! (Мой!)
4. Вместе мы – целая страна. Это я, ты, он, … (Она!)
5. Чей самый дружный класс? – (Наш!)
5. Продолжение новой темы: углубление и первое обобщение
- А теперь – вопрос сложный: личные местоимения изменяются по родам? (Подсказка: обратитесь к составленной вами таблице лиц местоимений).
- Пора подвести первый итог нашего лингвистического исследования. Но … мы с вами не выполнили одно очень важное условие – мы так и не знаем тему нашего разговора. Как записать тему урока? (Звучат ответы учащихся).
- Что мы узнали об этой части речи? Ответить вам поможет план, находящийся у вас на партах. ( План – на жёлтых карточках).
1.Самостоятельная или служебная часть речи?
2. Что обозначает эта часть речи?
3. Вместо каких частей речи может употребляться в речи?
4.На какие вопросы отвечает?
6. Закрепление и конкретизация знаний и умения определять местоимения. Работа с учебником.
Упражнение № 135.
- Зачем появились местоимения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к упр. № 137.
7. Подведение итогов.
Что нового сегодня узнали?
Что оказалось трудным?
Что было интересно?
8. Чтобы закрепить ваши знания, даю домашнее задание.
Параграф 8 (определение местоимения, 2 разряда), составить и записать 5 предложений о походе,
используя в них местоимения.