Собирание материала к сочинению по наблюдениям
«Вид из окна нашего класса»
Цель: 1) ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению; 2) подготовить их к самостоятельному сочинению по наблюдениям.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- Знакомство с памяткой «Как собирать материал к сочинению (по наблюдениям)».
- Обсуждение темы сочинения. Объявив тему ( «Вид из окна нашего класса»), учитель просит назвать то, что ученики видят из окна класса (например: двор, сквер, сад, спортплощадку, деревья; или: верхушки деревьев, верхние этажи домов, небо и т.п.) Затем он записывает тему на доске и предлагает учащимся уточнить её. В результате обсуждения возникает следующая запись:
Тема. Возможные подходы к раскрытию темы:
Вид из окна нашего класса. а) говорит о наступлении осени;
б) сегодня (в солнечный
осенний день) прекрасен \
(обыкновенен);
в) мне хорошо (в деталях)
знаком (известен) и т. д.
4. Составление рабочих материалов. Выбрав один из возможных подходов к раскрытию темы, учитель предлагает определить, о каких предметах ученики стали бы говорить и в какой последовательности. Возможны разные ответы – важно, чтобы дети обосновали свои суждения. Например:
1. Надо вначале написать о небе: его больше всего видно из окон нашего класса.
2. Я бы начала с веток клена, который заглядывает к нам в окна, потому что этот клен говорит нам, что осень уже наступила.
Коллективно составляется и записывается материал к одной из подтем сочинения, например к описанию неба: Из окна виден кусок голубого неба. Оно высокое и ясное. Но ведь это осень. Нет-нет и появляется на нем нежное бело-серое дымчатое облако. Затем ученики составляют и записывают рабочие материалы к остальным пунктам плана. Записи обсуждаются, дополняются. Учитель показывает, как можно, поставив знак V, запись дополнительный материал под этим же знаком рядом на полях или в конце работы.
Специально обсуждается вопрос о том, как можно начать сочинение, например: Я смотрю в окно и вижу, что осень уже наступила . . .(В это начале содержится замысел сочинения.) Дальше нужно рассказать о тех признаках наступления осени, которые видит автор: Погожий осенний день. В окна нашего класса светит солнышко. И я с удовольствием смотрю в окно. ( Из этого начала ясно, что автор сочинения должен дальше «нарисовать» хороший осенний день так, чтобы читатель убедился, что автор действительно «с удовольствием» смотрит в окно.)
- Домашнее задание: уточнить тему сочинения и подготовить дома материалы к сочинению.
Приложение
Памятка.
- Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.
- Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.
- Запиши кратко самое главное из того, что заметил.