Рождественские чтения в Куйтунском районе
«Возрождение духовности России через духовное возрождение семьи».
А.И. Сенина, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2 р.п. Куйтун
М.И. Мурашова, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ № 2 р.п. Куйтун
Приоритетным направлением воспитательной работы в нашей школе является духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина, что предполагает формирование способности ребенка сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, другим людям, жизни и труду, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов. Основным содержанием духовно-нравственного развития Личности гражданина России являются базовые национальные ценности, которые представляют собой систему и сохраняются в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаются из поколении в поколение, поддерживают эффективное развитие страны в современных условиях
Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными метами, школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Установление тесного контакта и плодотворного сотрудничества с родителями – необходимая составляющая процесса становления цельной личности и одна из приоритетных целей работы школы. Для достижения поставленной цели мы работаем над формированием семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни, как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- приобщение к традициям своей семьи, культурно-историческим и этническим традициям семей своего народа, других народов России.
Исследования показывают, что время общения родителей со своими детьми, сократилось до 3-4 часов в неделю. Совместный воскресный отдых практикует не более чем в 1/3 семей, имеющих детей. Все это ведет к нарушению детьми режима дня, крайне неблагоприятно сказывается на здоровье детей и в конечном итоге выливается в безнадзорность. Ведь за последние 5 лет ухудшилось и здоровье детей. Одной из причин ухудшения здоровья является алкоголизм родителей и пивной алкоголизм учащихся.
Сегодня многие родители, чтобы обеспечить свою семью, вынуждены работать на 2 – 3 работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания своих детей. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. В России появились дети, не умеющие читать и писать.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи разнообразны, связаны с разрушением представлений о баке и семье, с утратой традиционного восприятия родительства и детства, с культивируемом в СМИ «достойным» образом жизни и «свободой». Очень точно эту ситуацию описал Святитель Игнатий Брянчанинов: «Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».
В этом году мы включились в областной проект Родительского Открытого Университета «Родительские компетенции в современном мире», в рамках которого провели собрания в начальной школе по темам «Семейная культура: ценности духовно-нравственного обновления» и «Создаем и сохраняем семейные традиции». Готовится собрание «Отцовство – ответственная должность». Одновременно проводили Конференции для пап по темам: «Роль отцов в воспитании детей» и «Педагогическую студию». Для нас (как, впрочем, и для родителей), эта форма является новой, неотработанной. Посещение папами школьных собраний невысокое; редко когда в школу приходит папа. Только по вызову, если случится что-то неприятное и серьезное. А ведь роль отца в воспитании ребенка не менее важна, чем роль матери.
На сегодняшний день в психологии, социологии и смежных дисциплинах есть две основные точки зрения на природу и психологию родительства. Первой придерживаются сторонники так называемого эволюционного подхода, которые сводят материнство и отцовство к биологическим инстинктам продолжения рода (соответственно, с их позиции модели поведения матерей и отцов достаточно устойчивы, постоянны и минимально зависят от стадии развития общества). Вторую точку зрения продвигают сторонники культурно-исторического подхода, которые утверждают, что именно социальные факторы (религия, наука, уровень развития материальной культуры и масса других) влияют на формирование преобладающих в том или ином обществе воспитательных подходов и стилей отцовства и материнства.
Вторая точка зрения становится все более популярной среди современных исследователей, потому что она получает все больше и больше фактических подтверждений. Так, антропологи выявили примитивные сообщества, в которых уходом за грудными детьми, вопреки привычным нам представлениям, занимаются преимущественно отцы (это племена собирателей, в котором основная “нагрузка” в добыче пропитания лежит на женщинах). Более того, даже подходы к воспитанию детей у современных молодых родителей значительно отличаются от тех, что были присущи предыдущему поколению.
Мать и отец – наиболее значимые люди для ребёнка до подросткового возраста (далее приоритеты немного смещаются в сторону сверстников). И главные они не только потому, что кормят, одевают и развивают своего малыша, но ещё и потому, что формируют у ребёнка жизненное представление о том, что такое «Женщина, Леди» и «Мужчина, Джентльмен, Защитник», а также очень важные социальные роли -- «МАТЬ» и «ОТЕЦ». Основываясь на поведении матери и отца, ребёнок усваивает, какую функцию каждая из перечисленных ролей играет в жизни человека.
Масса психологических исследований доказывает, что при хорошем и правильном воспитании дочь ищет себе в мужья человека, по своим психологическим характеристикам (характер, поведение, манера общаться и решать конфликтные ситуации) напоминающего отца. Это происходит потому, что она бессознательно понимает, что быстрее найдёт к человеку, подобному отцу, подход и проще наладит с ним контакт. Тоже самое касается и мальчиков – они ищут себе в жёны девушек, напоминающих по характеру и жизненным позициям свою мать.
Именно поэтому роль отца очень важна для ребёнка любого пола: девочка на основе общения с отцом будет формировать представление о себе как о женщине, леди, а также создавать образ будущего мужа, ориентируясь на лучшие отцовские качества и его манеры обращения с женщинами, матерью, женой. Мальчик, общаясь с отцом, усваивает формы поведения, характерные для ролей «Муж», «Отец» и т.д.
Каждый ребёнок нуждается в отце, который способен не только вместе с малышом весело провести время, но и как в человеке, по-настоящему исполняющем свою отцовскую роль – защитника, хранителя семейной крепости, надёжного тыла. Эта функция отца позволяет малышу развиваться психологически здоровым, быть уверенным в себе, крепко стоять на ногах, чувствовать себя менее уязвимым для жизненных неудач – ведь ваш ребёнок всегда будет знать, что рядом есть мужественное отцовское плечо, готовое поддержать, утешить и защитить.
Знаменитый психолог Зигмунд Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". Вот почему с самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.
Отцовская любовь отличается от материнской. Мать любит своё дитя просто за то, что оно есть. Любовь отца более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Отец часто связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка.
Заметна тенденция, что современные отцы свою роль в воспитании детей сводят к зарабатыванию денег (в связи с чем практически всё время проводят на работе, оставляя общению с малышом лишь самые крохи времени) и занимаясь «активным воспитанием» (устраивая воспитательные беседы, в т.ч. с применением ремня, наказывая и отчитывая ребёнка).
Одним из принципов духовно-нравственного воспитания является постоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами образцового поведения. Именно взрослые создают, излучают среду духовности, добропорядочности, правопослушания, умение сдерживать инстинкты, контролировать эмоции, бережное и добросердечное отношение к окружающим. Поэтому мы берем за правило: быть в постоянном взаимодействии с сообществом родителей. Максимально воздействовать духовно на родителей, как можно полнее включать их их в воспитательный процесс. При этом используем технологию обучения в сотрудничестве. Родители совместно с педагогами проводят изучение и расследование проблемных вопросов, коллективно конструируют, продуцируют новые знания. Для ведения беседы с родителями мы опираемся на рекомендации Л.Б. Невзлина:
- Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.
- Использовать фактический материал, яркие примеры.
- Говорить на простом понятном языке.
- Быть кратким (Плутарх: «Сила речи — в умении выразить многое в немногих словах»).
- Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.
- Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (лучше отрепетировать выступление).
- Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.
- Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.
«Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции (имя собственное, комплименты и др.). Кроме того, очень важным является умение учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен. Поэтому постарайтесь не прерываться во время беседы, проявите уважительное отношение к нему».
Мы работаем на результат. Очень хочется видеть в родителях наших партнеров и единомышленников. Да, пока наши собрания посещают в большинстве мамы; да, на Конференцию отцов приходят далеко не все папы. Но мы только в начале пути, и у нас благородная цель – возрождение духовности России через духовное возрождение семьи.