Вторник, 07/05/2024, 11:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

Доклад Роль семьи в духовно-нравственном воспитании

Рождественские чтения в Куйтунском районе

«Возрождение  духовности России через духовное возрождение семьи».

 

А.И. Сенина, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2 р.п. Куйтун

М.И. Мурашова, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ № 2 р.п. Куйтун

 Приоритетным направлением воспитательной работы в нашей школе является  духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина, что предполагает формирование способности ребенка сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, другим людям, жизни и труду, обществу, государству, миру в целом на основе  общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов. Основным содержанием духовно-нравственного развития Личности гражданина России являются базовые националь­ные ценности, которые представляют собой систему и сохраняются в религиозных, культурных, социально-исторических,   семейных традициях народов  России,  передаются  из  поколении  в поколение, поддерживают   эффективное развитие страны в современных условиях

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учеб­ное содержание, весь уклад школьной жизни, всю много­плановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравствен­ного развития личности гражданина России. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными метами, школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Установление тесного контакта и плодотворного сотрудничества с родителями – необходимая составляющая процесса становления цельной личности и одна из приоритетных целей работы школы. Для достижения поставленной цели мы работаем над формированием семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жиз­ни, как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
  • приобщение к традициям своей семьи, культурно-исто­рическим и этническим традициям семей своего народа, других народов России.

Исследования показывают, что время общения родителей со своими детьми, сократилось до 3-4 часов в неделю. Совместный воскресный отдых  практикует не более чем в 1/3 семей, имеющих детей. Все это ведет к нарушению детьми режима дня, крайне неблагоприятно сказывается на здоровье детей и в конечном итоге выливается в безнадзорность. Ведь за последние 5 лет ухудшилось и здоровье детей. Одной из причин ухудшения здоровья является алкоголизм родителей и пивной алкоголизм учащихся.

Сегодня многие родители, чтобы обеспечить свою семью, вынуждены работать на 2 – 3 работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания своих детей. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. В России появились дети, не умеющие читать и писать.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи разнообразны, связаны с разрушением представлений о баке и семье, с утратой традиционного восприятия родительства и детства, с  культивируемом в СМИ  «достойным» образом жизни и «свободой».  Очень точно эту ситуацию описал Святитель Игнатий Брянчанинов: «Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».

 

В этом году мы включились в областной проект Родительского Открытого Университета «Родительские компетенции в современном мире», в рамках которого провели собрания в начальной школе по темам   «Семейная культура: ценности духовно-нравственного обновления» и «Создаем и сохраняем семейные традиции». Готовится собрание «Отцовство – ответственная должность». Одновременно проводили Конференции для пап по темам: «Роль отцов в воспитании детей»  и «Педагогическую студию».  Для нас  (как, впрочем, и для родителей), эта форма является новой, неотработанной.  Посещение папами школьных собраний невысокое;  редко когда в школу приходит папа. Только по вызову, если случится что-то неприятное и серьезное. А ведь роль отца в воспитании ребенка не менее важна, чем роль матери.   

На сегодняшний день в психологии, социологии и смежных дисциплинах есть две основные точки зрения на природу и психологию родительства. Первой придерживаются сторонники так называемого эволюционного подхода, которые сводят материнство и отцовство к биологическим инстинктам продолжения рода (соответственно, с их позиции модели поведения матерей и отцов достаточно устойчивы, постоянны и минимально зависят от стадии развития общества). Вторую точку зрения продвигают сторонники культурно-исторического подхода, которые утверждают, что именно социальные факторы (религия, наука, уровень развития материальной культуры и масса других) влияют на формирование преобладающих в том или ином обществе воспитательных подходов и стилей отцовства и материнства.

Вторая точка зрения становится все более популярной среди современных исследователей, потому что она получает все больше и больше фактических подтверждений. Так, антропологи выявили примитивные сообщества, в которых уходом за грудными детьми, вопреки привычным нам представлениям, занимаются преимущественно отцы (это племена собирателей, в котором основная “нагрузка” в добыче пропитания лежит на женщинах). Более того, даже подходы к воспитанию детей у современных молодых родителей значительно отличаются от тех, что были присущи предыдущему поколению.

Мать и отец – наиболее значимые люди для ребёнка до подросткового возраста (далее приоритеты немного смещаются в сторону сверстников). И главные они не только потому, что кормят, одевают и развивают своего малыша, но ещё и потому, что формируют у ребёнка жизненное представление о том, что такое «Женщина, Леди» и «Мужчина, Джентльмен, Защитник», а также очень важные социальные роли -- «МАТЬ» и «ОТЕЦ». Основываясь на поведении матери и отца,  ребёнок усваивает, какую функцию каждая из перечисленных ролей играет в жизни человека.

Масса психологических исследований доказывает, что при хорошем и правильном воспитании дочь ищет себе в мужья человека, по своим психологическим характеристикам (характер, поведение, манера общаться и решать конфликтные ситуации) напоминающего отца. Это происходит потому, что она бессознательно понимает, что быстрее найдёт к человеку, подобному отцу, подход и  проще наладит с ним контакт. Тоже самое касается и мальчиков – они ищут себе в жёны девушек, напоминающих по характеру и жизненным позициям свою мать.

Именно поэтому роль отца очень важна для ребёнка любого пола: девочка на основе общения с отцом будет формировать представление о себе как о женщине, леди, а также создавать образ будущего мужа, ориентируясь на лучшие отцовские качества и его манеры обращения с женщинами, матерью, женой. Мальчик, общаясь с отцом, усваивает формы поведения, характерные для ролей «Муж», «Отец» и т.д.

Каждый ребёнок нуждается в отце, который способен не только вместе с малышом весело провести время, но и как в человеке, по-настоящему исполняющем свою отцовскую роль – защитника, хранителя семейной крепости, надёжного тыла.  Эта функция отца позволяет малышу развиваться психологически здоровым, быть уверенным в себе, крепко стоять на ногах, чувствовать себя менее уязвимым для жизненных неудач – ведь ваш ребёнок всегда будет знать, что рядом есть мужественное отцовское плечо, готовое поддержать, утешить и защитить.

Знаменитый психолог Зигмунд Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". Вот почему с самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.

Отцовская любовь отличается от материнской. Мать любит своё дитя просто за то, что оно есть. Любовь отца более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Отец часто связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка.

Заметна тенденция, что современные отцы свою роль в воспитании детей сводят к зарабатыванию денег (в связи с чем практически всё время проводят на работе, оставляя общению с малышом лишь самые крохи времени) и занимаясь «активным воспитанием» (устраивая воспитательные беседы, в т.ч. с применением ремня, наказывая и отчитывая ребёнка).

Одним  из принципов духовно-нравственного воспитания является  постоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами образцового поведения. Именно взрослые создают, излучают среду духовности, добропорядочности, правопослушания, умение сдерживать инстинкты, контролировать эмоции, бережное и добросердечное отношение к окружающим. Поэтому мы берем за правило: быть в постоянном взаимодействии  с сообществом родителей. Максимально воздействовать  духовно на родителей, как можно полнее включать их  их в воспитательный процесс. При этом используем технологию обучения в сотрудничестве. Родители совместно с педагогами  проводят изучение и расследование проблемных вопросов, коллективно конструируют, продуцируют новые знания.  Для ведения беседы с родителями мы  опираемся на рекомендации Л.Б. Невзлина:  

  • Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.
  • Использовать фактический материал, яркие примеры.
  • Говорить на простом понятном языке.
  • Быть кратким (Плутарх: «Сила речи — в умении выразить многое в немногих словах»).
  • Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.
  • Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (лучше отрепетировать выступление).
  • Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.
  • Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.

«Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции (имя собственное, комплименты и др.). Кроме того, очень важным является умение учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен. Поэтому постарайтесь не прерываться во время беседы, проявите уважительное отношение к нему».

Мы работаем на результат. Очень хочется видеть в родителях наших партнеров и единомышленников. Да, пока наши собрания посещают в большинстве мамы; да, на Конференцию отцов приходят далеко не все папы. Но мы только в начале пути,  и у нас благородная цель – возрождение  духовности России через духовное возрождение семьи. 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz