Вторник, 07/05/2024, 01:28
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

корни с чередованием

Тема: Корни с чередованием гласных е-и

Цель: Формирование орфографических умений по теме «Корни с чередованием гласных е-и».

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом, урок- практикум.
Задачи урока:

Предметные

1. Формировать умение проводить наблюдения (знакомство учащихся с чередованием гласных Е-И в корнях и способом действия при выборе орфограммы Е-И в корне слова), осознанно воспринимать алгоритм, формулировать правило и четко запоминать  ход действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы (формирование навыка написания орфограммы Е-И в корне слова).

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия.

2. Развивать   логическое   мышление, самостоятельность, повышать   речевую   активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственное мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией С.И.Львовой, компьютер,  компьютерная презентация, мультимедийный проектор, раздаточный печатный материал,  листы учета знаний.

 

Ход урока:

I. Актуализация знаний о глаголе.

1. Коллективная фронтальная работа.

- Какую часть речи мы изучаем?    (Глагол)

- Проверим прочность ваших знаний по изученным темам в форме блиц-опроса: «да», «нет» параллельно фиксируем ответ на 2 листочках (один сдаём, другой проверяем и оставляем себе) 

Повторение изученного материала. Прием « Верные и неверные утверждения» « Что мы знаем о глаголе?» (дети ставят знаки – и + на листочках с изображением таблицы).

Вопросы:

1.Здесь записаны только глаголы : прыжок,говорить,игра,ползет,упал,выскакивать.

2.Глаголы изменяются по временам.

3.Глаголы не всегда обозначают действие предмета.

4.У глаголов всегда можно определить род ,лицо, спряжение ,число.

5.-Л- и –НУ- суффиксы глаголов прошедшего времени.

6.У глаголов неопределенной формы можно определить только вид.

7.В слове (не)доумевать не пишется отдельно.

Ответы записаны на доске. Самопроверка.

 

2. Самопроверка

 3. Коррекция знаний: в  чём ошиблись?

4. Самостоятельное оценивание работы

 

II. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Наблюдение  №1

- Лесной, добротный, красавица. 

- Что общего у всех 3 групп слов?

- Кто догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.

- Что общего у всех 3 групп слов?

- Кто уже догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.

Вывод делают сами ребята:  у всех 3-х групп слов в корне безударная гласная.

2. Наблюдение  №2

- Определите, чем отличаются все слова в группе?

- предложение, росток, предлагать, слагаемое, протереть, собирать.

 Вывод делают сами ребята:

2 группа - чередующиеся гласные О-Е,  3 группа - чередующиеся гласные И-Е)

 

4. Попутное повторение:

1) Беседа.

- Вспомните, что вы уже знаете о правописании некоторых из этих корней с чередующимися гласными?

- Что является условием выбора гласной в корнях ЛАГ – ЛОЖ?

- Что является условием выбора гласной в корнях РАСТ – РОС?

- А слова-исключения?

- Что нужно помнить о чередующихся гласных? (чередующиеся гласные проверять ударением нельзя!)

2) Цифровой диктант (на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов -КАС-КОС-, -ЛАГ-ЛОЖ-, -РАСТ-РАЩ-РОС

Поставьте в тетрадь цифру 1, если в корне слова пишется буква О; цифру 2 – если пишется буква А.

Прикосновение, положение, росток, предлагать, выращенный, приросла, возрастной.

Самопроверка:  (Ответ: 1 1 1 2 2 1 2) Занесение результатов в оценочный лист.

Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. 

5.  Запись грамматической темы.

 Чему должны научиться?   

III. Усвоение новых знаний.

  1. Создание проблемной ситуации.  Определите вид глаголов (несовершенного вида),запишите в тетрадь. - Подберите видовую пару к каждому глаголу.

Вытирать  

Избирать

Запирать  

Раздирать  

Замирать  

Расстилать 

Блистать   

Выжигать

Самопроверка )

- Назовите корни

  1. Наблюдение. Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)  Определите условия выбора гласных И-Е в корне.

- Что заметили? ( Побуждение к осознанию противоречия: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному)
Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы). Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие, записав любую пару слов в тетрадь (под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора).

Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь.   И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть.

3.  Самостоятельное выведение правила учащимися.Сверим вывод с правилом в учебнике на с.130  (проговаривают  в парах друг другу)

4.  Составление алгоритма  пользования правилом:

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Алгоритм. 

1.     Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.

2.     Выучить корни с чередованием, чтобы узнавать их.

  1.  Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

4.      Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной.

 5.  Работа в парах (проговаривание алгоритма друг другу).

6. Тренировочное упражнение. Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и»
Условие для написания и – это суффикс -а- после корня.


7. Подготовленное задание:

Если после корня – «а»,
В корне будет «и» всегда!
Вот пример запоминай:
“Ноги вытер? Вытирай!”

IV. Осмысление.

  1. Работа с раздаточным материалом.
    1)Выполняем упражнение на  карточке. (в помощь – алгоритм действий)
    - Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

 

I вариант

Соб…раешь – соб…рёшь

Прод…раешься – прод…рёшься

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

II вариант

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

 

 

2) Самопроверка: слова написаны на слайде возможна работа у доски.
Занесем результаты в оценочный лист.

3) Первичное закрепление. (Упр.693)

Взаимопроверка работ и выставление оценки

Физкультминутка.

Игра «Хлопок». Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне – хлопок.
Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.
Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

  1. Закрепление знаний.
  1. Укажи неправильное написание слов.
  2. Распределительный диктант. (Дополнительно, если позволяет время)

Распределить следующие слова в таблице в зависимости от правописания гласной в корне:
Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться.

 

  1. Индивидуальные задания по карточкам. (Дополнительно, если позволяет время)
    Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е - и.
    Карточка №1
    Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.
    Карточка №2
    Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.
    Карточка №3
    Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.

 

 

 

 

 

 

V.  Рефлексия

- Беседа:

Что нового узнали на уроке? Вспомним, какое правило изучали.

Какова была учебная задача? Справились ли с ней?

Какой же суффикс командует корнями с чередующимися  Е–И?

Что было трудно?

Что было интересно?

- Создание синквейна

Урок

Весёлый, интересный

Научился, выбираю, умею

Хочешь быть грамотным – учись!

 

Знание


 

Гласная

Безударная, чередующаяся

Нахожу, вспоминаю, выбираю

Есть суффикс А - пишу И

Буква 

 

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока и прочитает свой синквейн? (желающие зачитывают свои синквейны, остальные сдадут их вместе с оценочными листами)
 

Подведение итогов урока, Обратимся к оценочным листам.
(Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок)

 

Фамилия______________________

 

Вид работы

Баллы

Задание 1: блиц-опрос

 

Задание 2: цифровой диктант

 

Задание 3: карточки

 

Задание 4: упр.693

 

Задание 5: ГИА

 

Итого баллов

 

Оценка

 

 

 

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2- 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0

 


От 13 до 15 баллов


5


Превосходно! Умница!


От 10 до 12 баллов


4


Здорово! Так держать!


От 7 до 9 баллов


3


Неплохо! Успех совсем рядом!


Меньше 7 баллов


2


Не отчаивайся! Мы ещё будем тренироваться!

 

- Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки)
- Молодцы!

 

-  Д/з:  

Творческое задание (раздаточный материал).

Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составите памятку с советами.

Например:1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.

 

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятка:

1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу.

Набор глаголов с чередующимися корнями: собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

 

Примерный образец:

 

1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

 

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не втирай в скатерть пролитый суп.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор

 

Поставим оценку за задание:

 

5–6 предложений – 3 балла

3–4 предложения – 2 балла

1–2 предложения – 1 балл

 

 

- Спасибо за работу! Прощу вас сдать оценочные листы и синквейны. Успехов вам при выполнении домашнего задания!

 

(Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.

Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» - зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.

Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.) – дополнительная информация, если позволяет время.

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz