Вторник, 07/05/2024, 03:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

буквы о-ё после шипящих в суффиксах сущ.

Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах  существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;
  • Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;
  • Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся.

Оборудование:

  • Учебник
  • Карточки

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ход урока.

  1. Организационный момент.

      Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Обучающиеся записывают число, тему урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Упр. 252 (схемы, синтаксический разбор)

правило п. 45

  1. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
  1. Словарный диктант

        Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик.

 

  1. Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1

     Выпишите имена существительные и разберите их морфологически.

  1. Недоброе слово больней огня жжет.
  2. Ласковым словом растопишь и камень.

 

Карточка №2

Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное + существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите род.

     Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня, фамилия.

Карточка №3

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму:

        Быть храбрец..м, упрямц..м, мудрец..м, певц..м, скрипач..м, ленивц..м.

        Стать продавц..м, хлебопашц..м, трубач..м. Любоваться чиж..м, еж..м, дворц..м, ландыш..м.

 

  1. Коллективная работа с текстом.

Родина.

        Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

     Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

                                                                                            ( По В. Пескову)

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите основную мысль.
  • Назовите собственные существительные.
  • Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.
  • Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
  • Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3)

( - ор-: конструкт-ор,….архитект-ор, директ-ор, инспект-ор;

 - чик-/ -щик-: бакен-щик,…свар-щик, развед-чик, камен-щик;

-ист-; машин-ист,…пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист)

  • Какие орфограммы, изученные в разделе, нам не встречались?

 

4. Изучение нового материала

 

       Итак, мы вспомнили правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных: под ударением пишем о, без ударения – е.

        Сегодня мы изучим новое правило  - написание букв О и Е в  суффиксах существительных.

       - Давайте вспомним, что такое суффикс? значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

       -   Какие буквы называются  шипящими? ( ш, ч, ж, щ ).

        - Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Что общего у этого правила с изученным в 5 классе? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм.

 

5. Применение нового учебного материала

  1. Выполнение упр. 253 (обозначить условия выбора орфограммы №35)

 I вариант – 1 и 2–ая строчки

II вариант – 3 и 4-ая строчки

 

         У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает название детенышей?

        2) Выборочный диктант.

         Распределите слова в колонки таблицы

           Гласные о и е после шипящих и ц

корень

суффикс

окончание

 

 

 

 

        Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек. 

  1. «Веселый диктант».

          Учитель демонстрирует карточку с изображением детенышей животных (1 часть диктанта), учащиеся записывает слова, выделяют изученную орфограмму. (Н-р: зайчонок);

 

         - Разгадайте загадки  и напишите отгадки (2 часть диктанта) :

             

                Не солнце, не огонь, а светит.

                                                      ( Светлячок)

               В лавке пятак

                Не вынешь никак.

                                                     ( Сучок)

               Частый, зубастый,

               Вцепился в чуб вихрастый.

                                                     ( Гребешок)

                  Маленький мужичок

                  Девятью кушаками подпоясан.

                                                       (Бочонок)

 6. Закрепление

         Выполнение упражнений по учебнику (254, 256).

 

 7.Стадия рефлексии. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке

 

Чему сегодня научились на уроке?

Что помогало?

Что показалось интересным?

 

  8.  Домашнее задание: Выучить пр. №35 стр. 106. Составить словарный диктант «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»,  упр. 255                                                                                                                           

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz