буквы о-ё после шипящих в суффиксах сущ.
Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных
Задачи:
- Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;
- Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;
- Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся.
Оборудование:
Тип урока: урок объяснения нового материала
Ход урока.
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»
Обучающиеся записывают число, тему урока.
- Проверка домашнего задания:
Упр. 252 (схемы, синтаксический разбор)
правило п. 45
- Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
- Словарный диктант
Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик.
- Карточки для индивидуальной работы.
Карточка №1
Выпишите имена существительные и разберите их морфологически.
- Недоброе слово больней огня жжет.
- Ласковым словом растопишь и камень.
Карточка №2
Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное + существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите род.
Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня, фамилия.
Карточка №3
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму:
Быть храбрец..м, упрямц..м, мудрец..м, певц..м, скрипач..м, ленивц..м.
Стать продавц..м, хлебопашц..м, трубач..м. Любоваться чиж..м, еж..м, дворц..м, ландыш..м.
- Коллективная работа с текстом.
Родина.
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.
( По В. Пескову)
- Выразительно прочитайте текст.
- Определите основную мысль.
- Назовите собственные существительные.
- Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.
- Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
- Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3)
( - ор-: конструкт-ор,….архитект-ор, директ-ор, инспект-ор;
- чик-/ -щик-: бакен-щик,…свар-щик, развед-чик, камен-щик;
-ист-; машин-ист,…пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист)
- Какие орфограммы, изученные в разделе, нам не встречались?
4. Изучение нового материала
Итак, мы вспомнили правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных: под ударением пишем о, без ударения – е.
Сегодня мы изучим новое правило - написание букв О и Е в суффиксах существительных.
- Давайте вспомним, что такое суффикс? значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.
- Какие буквы называются шипящими? ( ш, ч, ж, щ ).
- Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Что общего у этого правила с изученным в 5 классе? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм.
5. Применение нового учебного материала
- Выполнение упр. 253 (обозначить условия выбора орфограммы №35)
I вариант – 1 и 2–ая строчки
II вариант – 3 и 4-ая строчки
У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает название детенышей?
2) Выборочный диктант.
Распределите слова в колонки таблицы
Гласные о и е после шипящих и ц
|
корень
|
суффикс
|
окончание
|
|
|
|
Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек.
- «Веселый диктант».
Учитель демонстрирует карточку с изображением детенышей животных (1 часть диктанта), учащиеся записывает слова, выделяют изученную орфограмму. (Н-р: зайчонок);
- Разгадайте загадки и напишите отгадки (2 часть диктанта) :
Не солнце, не огонь, а светит.
( Светлячок)
В лавке пятак
Не вынешь никак.
( Сучок)
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.
( Гребешок)
Маленький мужичок
Девятью кушаками подпоясан.
(Бочонок)
6. Закрепление
Выполнение упражнений по учебнику (254, 256).
7.Стадия рефлексии. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке
Чему сегодня научились на уроке?
Что помогало?
Что показалось интересным?
8. Домашнее задание: Выучить пр. №35 стр. 106. Составить словарный диктант «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных», упр. 255
|