Тема: Буквы ы - и после ц
Цель: I.Обучающая: 1) познакомить с новым опознавательным признаком- наличием [ц] перед гласным, с правописанием и- ы после ц.
2) учить правильно обозначать орфограмму
3) повторить правописание о-е после шипящих в корне слова
4) расширить лексический запас учащихся.
II. Развивающая. Развивать внимание, память , логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать
III. Воспитывающая. Вызвать интерес к урокам русского языка, развивать коммуникативные качества.
Ход урока.
1. Фонетическая зарядка.
- Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный, глухой, непарный, твёрдый? [ц]
- Этот звук особый, он сегодня будет гостем нашего урока, а пока повторим изученное.
2. Проверка д.з. упр. 329
- Как произносится С? ( [с], [з], [ж])
-Влияет ли произношение приставки с- на её написание? (Нет).
-Когда пишется з-, с- на конце приставок?
-Есть слова здесь, здоровье, здание, где з входит в корень.
3. Повторение изученного материала (Работа в парах).
Запишем число, классная работа (Строку для темы пропускаем)
1 . Распределить слова в таблице.
2. Проверка диктанта.
4. Изучение нового материала.
- Прочитайте слова, подумайте, какие звуки слышатся? (ы).
-Хотите узнать, какие буквы пишутся?
- Что увидели? Какие буквы? (ы,и)
-Какая же тема урока?
- Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы)
5 .Работа по новой теме. (Чтение правила по учебнику) с 109.
-Внимание! Чего нет в правиле?
- Можем ли мы доказать, почему пишутся и-ы после ц в наших словах? Объясните орфограмму.
- На какое правило не встретились слова?
6.Повторение правила.
А) Работа по алгоритму.
Правописание ы-и после ц.
Слышится цы
Слово на –ция?
Да Нет
И 2) В какой части слова буква?
в в
ы 3) Слово-исключение?
Да Нет
Ы И
цыган цирк
на цыпочках
цыплёнок
цыц
Б) Работа с правилом
7 . Закрепление изученного
1) упр. 331
- Какие прилагательные составили?
2). Задание (по карточкам) с взаимопроверкой .
3). Ц..на – на правило «Ы-и после ц» или на другое правило? Докажите.
- Какое слово на ы-и после ц? А остальные? Выделите орфограмму.
4). Повторение изученного.(по правилу)
5). Предупредительный распределительный словарно- смысловой диктант.
-Узнать слова по лексическому значению и записать в 2 столбика: ы-и
1.Точная выдержка из произведения. (Цитата).
2. Коренной переворот в жизни общества. (Революция)
3. Встать на кончики пальцев (На цыпочки).
4. Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)
5. Человек, наблюдающий за порядком на улице.(Милиционер)
6. Систематизировать собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
8. Контроль знаний.
- Самостоятельная работа. Упр № 336- вставить орфограмму.
- Проверка работы и самостоятельное оценивание работ по шкале.
9. Выставление оценок, подведение итога урока.
- С чем познакомились на уроке?
-Как будем узнавать новую орфограмму?
-Что нужно знать, чтобы правильно писать ы-и после ц?
10. Д.з. с объяснением П. 38, упр. 334,
Диффер.- написать сочинение на лингвистическую тему.
|