Понедельник, 06/05/2024, 18:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

сущ. только мн.числа

Конспект урока в 5 классе

Тема: Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа

 

Цель: знакомствос группами существительных, имеющих форму только единственного и только множественного числа; развивать умение находить слова изучаемых групп и употреблять их в речи

 

Ход урока

1.Оргмомент. Запись в тетрадь числа

2.Орфоэпическая работа

 На доске записаны слова.

Библиотека, инструмент, километр, процент, каталог, тефтели, инженеры, договоры, торты, книга.

 -Ваша задача списать их, расставив ударения.

-Сверим результат ( 1 ученик у доски).

- Все ли согласны с такой постановкой ударения?

- Какое из записанных слов лишнее? Докажите.

  1. Актуализация знаний

 

-Дайте определение имени существительному

-Какие признаки у существительного неизменны? (род, склонение )

-Как изменяются существительные? (по падежам и числам)

-Приведите примеры одушевленных и неодушевленных      существительных

-Какие существительные могут быть собственными и нарицательными?

-Что вы знаете о числе имен существительных?

 

4.Новый материал

-Я буду называть существительное, а вы будете предлагать форму другого числа. Если я назову слово в единственном числе, то вы во множественном числе, и наоборот.

         Слова: имя, учитель, доска, мячи, слова, фотография, каникулы, осень, сахар, конфета.

Что за слова остались на доске?

Имена существительные,  которые употребляются только в форме единственного или только множественного числа.

Как вы думаете  что мы должны узнать на уроке и  чему научиться?

Это тема урока.

 

          -   Почему не ко всем словам подобрали пары?  Да, есть слова, которые употребляются только в форме единственного или только множественного числа. В древнерусском языке было 3 формы числа: единственное, множественное и двойственное. Позднее слова из двойственного перешли в разряд  множественного. В современном русском языке существительных, которые употребляются в форме только множественного числа, около 600. К ним относятся:

  1. Названия предметов (ножницы, очки, счеты, брюки, носки, джинсы).
  2. Названия материалов (духи, нитки, консервы)
  3. Названия промежутков времени (сутки, каникулы)
  4. Названия игр (прятки, классики)
  5. Названия состояния природы (тучи)
  6. Географические названия (Афины, Альпы, Сочи)

 

Мы определили, что данные существительные употребляются только во множественном числе.

-Давайте попробуем к каждой группе подобрать свои примеры.

 

  1. Закрепление

  -Запишем предложения. Определим число существительных и названия групп,  к которым  они относятся. Постарайтесь вспомнить, из каких произведений эти предложения.

1. И вмиг ворота на запор. (Крылов «Волк на псарне»)

2. Пустился мой хитрец в переговоры. ( Крылов «Волк на псарне»)

3. Очки не действуют никак. ( Крылов «Мартышка и очки»)

4. Он спросил себе щей с мясом. ( Тургенев «Муму»).

Что, кроме числа, можно определить у таких существительных?

Какой вывод мы можем сделать о существительных, употребляемых только во множественном числе?

 

6.Первичная проверка  (с использованием тыльной стороны доски)

Подберем к существительным антонимы (что такое антонимы), которые употребляются только в форме множественного числа.

Занятия, уроки- каникулы

праздник- будни

 рассвет- сумерки

оттепель- заморозки

Дополнительный вопрос: «Как изменяются существительные, которые у нас получились?»

 

  1. Выборочный диктант

-Запишите только те существительные, которые имеют форму только множественного числа:

Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота, керосин,горелки.

Самопроверка.

- Что нужно помнить о именах существительных, которые употребляются только во множественном числе?

  1. Физкультминутка

9.Новый материал

- А сейчас мы познакомимся  еще с одной группойимен существительных, кто догадается с какой?

Да это существительные, употребляемые только в единственном числе.

-Приведите примеры таких слов.

10.Закрепление (с использованием тыльной стороны доски)

-Подберем к существительным антонимы, которые употребляются только в форме единственного числа:

Сила- слабость

Правда- ложь

Богатство- бедность

Веселье- печаль

Старость- молодость

Злость- доброта

Беготня- спокойствие

Свет- тьма

Крик- шепот

При проверке определяем род и склонение имен существительных

 

10. Закрепление.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях, определите число имен существительных, где возможно, определите род и склонение.

Два предложения устно, два самостоятельно со взаимной проверкой.

 

1. Мост украшало высокое перило (перила).

2. В сентябре обещают хорошие погоды. (погода)

3.На выставке богато представлены фарфоры. (фарфор)

4. Ошибки были исправлены красным чернилом. ( чернила)

 

11.Итог

-О каких существительных вы узнали на уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание параграфы 94-95, упражнение 515

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz