Вторник, 07/05/2024, 07:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

служебные части речи

 

Тема: «Служебные части речи».

 

Цели урока:       1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных                     частях речи.

                             2) Доказать значимость служебных частей речи.

                             3) Совершенствовать устную и письменную речь.

 

Ход урока

 

  1. Оргмомент.

 

Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над частями речи.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату.

 

  1. Новая тема.

 

- Сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы-

И в этом их главный секрет.

- О каких частях речи мы поговорим на уроке?

- Правильно, служебные.

- Запишите тему урока: «Служебные части речи»

- На уроке мы с вами постараемся доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность

- В данном стихотворении найдите самостоятельные и служебные части речи

- Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

- Правы ли вы?

- Какие служебные части речи вы знаете? Приведите примеры слов каждой части речи.

 

  1. Закрепление материала.

 

  1. Работа с текстом.

 

- Прочитайте стихотворение «Служить бы рад».

 

         Предлоги, союзы, частицы-

         Все встали в один хоровод,

         Служебные, важные лица-

         На редкость серьёзный народ.

         Без них обойтись невозможно,

         И знают об этом они.

         Всегда и во всём осторожны:

         Нигде не гуляют одни.

         Но исподволь и незаметно

         Значенье своё принесут,

         Здесь свяжут, а рядом разделят,

         Укажут и силу дадут.

 

- Есть ли в стихотворении служебные части речи?

- Найдите их.

- Кому они служат?

- Выпишите их вместе с теми частями речи, которым они служат.

- Распределите служебные части речи на 3 группы.

- Для чего в речи нужны предлоги? Союзы? Частицы? Какие функции они выполняют?

- Давайте проверим правы ли вы.

 

Предлог.

         В предложении на службе

         С падежом всегда он в дружбе,

         На него показывает

         И слова все связывает.

 

                            Союз.

         Объединять и связывать стараюсь

         Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

 

                   Частица

         Могу оттенки придавать значеньям,

         Могу усилить их без напряженья.

         Могу помочь я форм образованью,

          Когда глагол на службу призовёт,

         Могу вообще подвергнуть отрицанью

         Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

                           

2. Работа с предложениями:

- Отредактируйте предложения:

 

1 вариант: Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык.  (К.Паустовский)

2 вариант: Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь. (Ч.Айтматов)

 

-Выполните синтаксический разбор предложения:

 

Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.

 

- Найдите служебные части речи.

- Все ли части речи вы подчеркнули? Почему?

- Не подчеркнули союз, потому что он не указывает на грамматическую роль, а …

         Союз не станет членом предложения:

         Всегда свободен, хоть стоит в строю.

         И в сочинении, и в подчинении

         Незаменим и помнит роль свою.

 

  1. Работа с теоретическим материалом:

 

- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи.

 

         1.Самостоятельные и  служебные части речи равноправны.

2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.

3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

5.Служебные части речи не бывают членами предложения

6.К служебным частя речи, как и самостоятельным,  можно задать вопрос.

7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.

8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

 

- А теперь давайте сделаем вывод о служебных частях речи.

 

  1. Составление схемы

 

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.

- Составим схему «Служебные части речи»

         - не имеют лексического значения;

         - не изменяются;

         - не употребляются без самостоятельных частей речи;

         - не бывают членами предложения.

 

  1. Работа с раздаточным материалом.

 

- Прочитайте отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

 

         Вечер Кночи пробирался;

НА ночлег Иван собрался;

Вдоль ПО улице идет,

Ест картошку ДА поет.

ВОТ он поля достигает,

Руки В боки подпирает

И СприскочкойСЛОВНО пан,

Боком входит В балаган.

Все по – прежнему стояло,

НО коней КАК  НИ бывало;

ЛИШЬ игрушка – горбунок

У его вертелся ног.

 

- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

- Восстановите текст, используя слова для справок.

         Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как

 

  1. Работа с картой.

 

- Посмотрите на карту Королевства Морфологии.

- Какие страны самые маленькие?

- Маленькие-то они маленькие, а попробуйте без них обойтись!

 

  1. Это интересно!

 

- А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

- Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.

- А теперь попробуйте полученные знания внедрить в практику.

 

В конце какого предлога стоит сотня?(вместо)

Какой предлог является нотой?(до)

Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием?(доза)

К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?(задача)

 

7. Тест:

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

         2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:

              А) предлог;

              Б) союз;

              В) частица.

         3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. ЧТОБЫ – это:

              А) частица;

              Б) местоимение;

              В) союз.

         4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:

              А) частица;

              Б) союз;

              В) наречие.

         5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА – это:

              А) частица;

              Б) предлог;

              В) союз.

 

  1. Проверь себя!

 

- Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:

        

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

 

 

 

Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.

 

  1. Итог урока.

 

- Что вы узнали из урока о служебных частях речи?

- Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя: (Слайд № 21)

Союзы:и, но, потому что, если, тоже.

Предлоги: для, без, от, при.

Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не.

 

  1. Домашнее задание.

 

- Дома вы продолжите работу над этой темой.

Составить сказку(5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz