Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России» 2016
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Разработала Сенина Алёна Игоревна,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 р.п. Куйтун
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Качество подготовки учащихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решений»
Цель семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при подготовке к ГИА и наметить пути их решения с целью повышения качества образования.
Вопросы для рассмотрения
- Особенности подготовки к ГИА по предметам разного цикла, проблемы и пути их решения.
- Как подготовить детей к успешной сдаче ГИА? От чего зависит эффективность этой работы?
- С чего каждый из вас начинает подготовку к ЕГЭ и ГИА?
- Какая система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА действует в нашей школе?
- Говорят ли получаемые результаты ЕГЭ и ГИА о необходимости разработки новых подходов в обучении по предметам разного цикла?
- Согласны ли вы с тем, что необходимо перестроить всю систему преподавания своего предмета?
План семинара
1. Вступление, обозначение цели семинара, основных рассматриваемых понятий.
2. Работа в группах по вопросам качественной подготовки выпускников к сдаче экзаменов (9,11 классы) – обсуждение вопросов, предоставленных на карточках и нахождение путей решения проблем (см. Приложение 1)
3. Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту) (см. Приложение 2)
Тема мастер-класса: Успел. ( по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись»)
4. Принятие решений по итогам семинара, обсуждение полученных знаний по вопросам подготовки выпускников к экзаменам.
Ход семинара
(Слайд 1) Приветствие гостей семинара.
(Слайд 2) Озвучивание цели семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке к ГИА и наметить пути их решения.
(Слайд 2) Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение)
(Слайд 4) Опрос учителей-предметников по вопросам подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Работа в группах по вопросам(5 групп)
(Слайд 5 ) Что сделано для подготовки к экзаменам
1. Содержание информационной работы с педагогами.
2. Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).
3. Мониторинг качества обученности
Мониторинг–отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по:И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева).
Мониторинг качества образования– "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется, представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по:А.И. Субетто).
Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков, факультативных и индивидуальных занятий.
- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;
- введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения;
- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.
4. Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ
(Слайд 6-7) Что еще надо сделать? – обсуждение предложенных вариантов
(Слайд 8) Что надо учесть при организации подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту)
Тема мастер-класса: Успел. (по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись») (см.Приложение 2)
(Слайд 9) Решение по семинару, обсуждение предложений. Подведение итогов семинара.
(Слайд 10) Вывод. Принятие решения по итогам семинара.
Решение:
Администрации школы продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой ГИА в групповой и индивидуальной форме.
Администрации школы продолжить работу по проведению мониторинга качества обученности учащихся 11 классов к ГИА. Мониторинг качества должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися на ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ.
Администрации школы включить в ВШК изучение уровня эффективности подготовки учащихся к ГИА на уроках, факультативах и индивидуальных занятиях.
Руководителям ШМО включить в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросы подготовки к ГИА
Учителям-предметникам проводить индивидуальные консультации для учащихся, с привлечением ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ГИА
Педагогу-психологу провести мониторинг психологической готовности участников образовательного процесса к ГИА.
Педагогу-психологу проводить индивидуальные консультации с целью оказания психологической поддержки учащимся и выработки индивидуальных стратегий подготовки к ГИА.
Приложение 1
Вопросы для работы в группах
1. Особенности подготовки к экзаменам ГИА и ЕГЭ по предметам разных циклов.
2. Организация работы по подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ. От чего зависит эффективность данной работы?
3. Родители и школа в подготовке выпускников к экзаменам.
4. Согласны ли вы, что надо перестроить систему преподавания в связи с введением ГИА и ЕГЭ?
5. Работа с детьми риска при подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ.
Вопрос |
Проблема |
Решение |
|
|
|
Приложение 2
Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту)
Тема мастер-класса: Успел. (по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись»)
Цель:
- прочитать и проанализировать рассказ Л.М.Куликовой «Свиделись» путем поэтапного чтения рассказа и лингвистического анализа текста
- выявить основную проблему, тематику рассказа Л.М.Куликовой «Свиделись»
- развивать умение анализировать художественный текст, связывать название текста с его основной мыслью
- вызвать нравственные размышления о нравственных аспектах рассказа.
Тип урока: урок изучения нового материала (комплексное усвоение знаний по анализу художественного текста).
Оборудование: раздаточный материал (для последовательного чтения текста), бланки для написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с речевыми клише.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие, организация рабочего места.
II Беседа
- Тема нашего урока звучит коротко – «Успел». Что значит данное слово?
- В каких жизненных ситуациях можно применить данное слово? (когда человек совершил действие).
- Свяжите значение слова «успел» с названием рассказа Людмилы Михайловны «Свиделись».
- Предположите, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием?
III Поэтапное чтение текста и его анализ
В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
- В чем заключалось приподнятое настроение Толика?
- Почему автор называет героя Толиком, а не Толей, Анатолием?
По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. «Как в детстве у мамы», - неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года.
- Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.
- В чем счастье Толика?
- Что может испортить счастье Толика?
- Анют, а где синяя папка с письмами?
- Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них. - Найди мне её.
- Срочно надо или подождёшь?
- Срочно.
Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.
- Зачем нужна папка с письмами?
Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему и неизменно заканчивала своим обычным: «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки». Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя «самого красивого» или «самого весёлого» солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. «Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидимся ли ещё». А внизу добавлено: «Сыну Толе от мамы Оли».
- Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.
- Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.
- Что, совсем нет?
- Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.
- Значит, у Симоновых надо в долг брать.
- Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг
– «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам
мотаться и на работу успевать бегать.
- Каковы мысли Толика?
- Почему у жены Толика такая реакция? Отпустит или нет?
- Неужели Толик, не видевший мать столько времени, не может съездить к ней? Или не хочет???
Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой - на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета – серого, вокруг в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.
- Есть кто живой? – спросил тихо.
- А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла.
Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.
Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.
- Из собеса будете? – спросила мать.
- Нет.
- Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндевею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.
- Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы».
- Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.
- А на что вы живёте?
- Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.
- А чем вы занимаетесь?
- Что?
- Что делаете?
- Сижу.
- Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?
- Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?
На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.
- Сын я ваш, Ольга Герасимовна.
- Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, - Нету у меня сына. Пропал он.
- Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.
- А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я.
- Как – ослепли?!
- А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.
- Почему мать считает, что ее сын пропал?
- Почему Толик не сразу ей признался?
- Что он может или должен спросить у матери?
- Успел Толик приехать к матери? Свиделся с ней?
Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.С работой Толик справился к вечеру. Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой.
После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь. Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:
- Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи.
- Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю... Как мне доказать, что я ваш сын?
- Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.
- Теперь уже четверо.
- Воон как! А ты откуда знаешь?
- Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.
- Нет, не помню.
- А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.
- Не помню.
- Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.
У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого – темнота надёжно скрывала выражение лица матери.
- Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня. Помните?... Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!... Я заберу вас к себе.
- Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.
Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.
- Поехал я.
- Доброго пути.
Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», - сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:
- Вот и свиделись, сынок. Успел таки.
На следующий день старуха умерла.
- Почему мать не признала сына?
- Почему она ничего не помнит?
- Правда ли, что мать все таки не признала сына?
- Какие нравственные проблемы можно обсудить, прочитав этот рассказ?
IV Самостоятельная работа
Написание сичинения-рассуждения с использованием шаблона речевых клише
Речевые клише.
Нужно ли …
Что будет, если… …?
Именно эту проблему рассматривает автор текста…..
Автор обращает внимание на…
Подчеркивает важность…
Автор, наверное, потрясен тем, что…
Отмечает недостатки…
Анализирует поведение героя и приходит к выводу, что…
Автор убежден, что…
Для автора очевидно, что…
Я согласен с автором…
Позволю себе предположить, что…
Нет сомнений в том, что…
Таким образом…
Видимо…
Впоследствии…
Речевые клише.
Нужно ли …
Что будет, если… …?
Именно эту проблему рассматривает автор текста…..
Автор обращает внимание на…
Подчеркивает важность…
Автор, наверное, потрясен тем, что…
Отмечает недостатки…
Анализирует поведение героя и приходит к выводу, что…
Автор убежден, что…
Для автора очевидно, что…
Я согласен с автором…
Позволю себе предположить, что…
Нет сомнений в том, что…
Таким образом… Видимо…..В итоге……..
Приложение 3
|