Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
|
Проект методического семинараМуниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2016 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Разработала Сенина Алёна Игоревна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 р.п. Куйтун ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому семинару «Качество подготовки учащихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решений» Цель семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при подготовке к ГИА и наметить пути их решения с целью повышения качества образования. Вопросы для рассмотрения
План семинара
1. Вступление, обозначение цели семинара, основных рассматриваемых понятий. 2. Работа в группах по вопросам качественной подготовки выпускников к сдаче экзаменов (9,11 классы) – обсуждение вопросов, предоставленных на карточках и нахождение путей решения проблем (см. Приложение 1) 3. Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту) (см. Приложение 2) Тема мастер-класса: Успел. ( по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись») 4. Принятие решений по итогам семинара, обсуждение полученных знаний по вопросам подготовки выпускников к экзаменам.
Ход семинара
(Слайд 1) Приветствие гостей семинара. (Слайд 2) Озвучивание цели семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке к ГИА и наметить пути их решения. (Слайд 2) Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие:
(Слайд 4) Опрос учителей-предметников по вопросам подготовки к ГИА и ЕГЭ. Работа в группах по вопросам(5 групп)
1. Содержание информационной работы с педагогами. 2. Содержание информационной работы с родителями учащихся 1) Родительские собрания: 3. Мониторинг качества обученности Мониторинг–отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по:И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева). Мониторинг качества образования– "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется, представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по:А.И. Субетто). Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности: - индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся; - психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ. (Слайд 8) Что надо учесть при организации подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ. Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту) Тема мастер-класса: Успел. (по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись») (см.Приложение 2) (Слайд 9) Решение по семинару, обсуждение предложений. Подведение итогов семинара. (Слайд 10) Вывод. Принятие решения по итогам семинара. Решение: Администрации школы продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой ГИА в групповой и индивидуальной форме. Администрации школы продолжить работу по проведению мониторинга качества обученности учащихся 11 классов к ГИА. Мониторинг качества должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися на ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Администрации школы включить в ВШК изучение уровня эффективности подготовки учащихся к ГИА на уроках, факультативах и индивидуальных занятиях. Руководителям ШМО включить в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросы подготовки к ГИА Учителям-предметникам проводить индивидуальные консультации для учащихся, с привлечением ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ГИА Педагогу-психологу провести мониторинг психологической готовности участников образовательного процесса к ГИА. Педагогу-психологу проводить индивидуальные консультации с целью оказания психологической поддержки учащимся и выработки индивидуальных стратегий подготовки к ГИА.
Приложение 1 Вопросы для работы в группах 1. Особенности подготовки к экзаменам ГИА и ЕГЭ по предметам разных циклов. 2. Организация работы по подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ. От чего зависит эффективность данной работы? 3. Родители и школа в подготовке выпускников к экзаменам. 4. Согласны ли вы, что надо перестроить систему преподавания в связи с введением ГИА и ЕГЭ? 5. Работа с детьми риска при подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ.
Приложение 2
Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту) Тема мастер-класса: Успел. (по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись») Цель: - прочитать и проанализировать рассказ Л.М.Куликовой «Свиделись» путем поэтапного чтения рассказа и лингвистического анализа текста - выявить основную проблему, тематику рассказа Л.М.Куликовой «Свиделись» - развивать умение анализировать художественный текст, связывать название текста с его основной мыслью - вызвать нравственные размышления о нравственных аспектах рассказа. Тип урока: урок изучения нового материала (комплексное усвоение знаний по анализу художественного текста). Оборудование: раздаточный материал (для последовательного чтения текста), бланки для написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с речевыми клише. Ход урока I Организационный момент Приветствие, организация рабочего места. II Беседа - Тема нашего урока звучит коротко – «Успел». Что значит данное слово? - В каких жизненных ситуациях можно применить данное слово? (когда человек совершил действие). - Свяжите значение слова «успел» с названием рассказа Людмилы Михайловны «Свиделись». - Предположите, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? III Поэтапное чтение текста и его анализ В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
- В чем заключалось приподнятое настроение Толика? - Почему автор называет героя Толиком, а не Толей, Анатолием? По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. «Как в детстве у мамы», - неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года. - В чем счастье Толика? - Что может испортить счастье Толика?
- Анют, а где синяя папка с письмами? - Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них. - Найди мне её. - Срочно надо или подождёшь? - Срочно. Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья. - Зачем нужна папка с письмами? Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему и неизменно заканчивала своим обычным: «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки». Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя «самого красивого» или «самого весёлого» солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. «Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидимся ли ещё». А внизу добавлено: «Сыну Толе от мамы Оли». - Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить. - Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал. - Что, совсем нет? - Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит. - Значит, у Симоновых надо в долг брать. - Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг – «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать.
- Каковы мысли Толика? - Почему у жены Толика такая реакция? Отпустит или нет? - Неужели Толик, не видевший мать столько времени, не может съездить к ней? Или не хочет??? Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой - на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета – серого, вокруг в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы. - Есть кто живой? – спросил тихо. - А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла. Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати. Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью. - Из собеса будете? – спросила мать. - Нет. - Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндевею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит. - Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы». - Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос. - А на что вы живёте? - Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза. - А чем вы занимаетесь? - Что? - Что делаете? - Сижу. - Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь? - Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек? На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта. - Сын я ваш, Ольга Герасимовна. - Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, - Нету у меня сына. Пропал он. - Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно. - А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я. - Как – ослепли?! - А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.
- Почему мать считает, что ее сын пропал? - Почему Толик не сразу ей признался? - Что он может или должен спросить у матери? - Успел Толик приехать к матери? Свиделся с ней? Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.С работой Толик справился к вечеру. Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь. Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал: - Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи. - Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю... Как мне доказать, что я ваш сын? - Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился. - Теперь уже четверо. - Воон как! А ты откуда знаешь? - Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались. - Нет, не помню. - А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали. - Не помню. - Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя. У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого – темнота надёжно скрывала выражение лица матери. - Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня. Помните?... Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!... Я заберу вас к себе. - Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь. Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза. - Поехал я. - Доброго пути. Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», - сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла: - Вот и свиделись, сынок. Успел таки. На следующий день старуха умерла.
- Почему мать не признала сына? - Почему она ничего не помнит? - Правда ли, что мать все таки не признала сына? - Какие нравственные проблемы можно обсудить, прочитав этот рассказ?
IV Самостоятельная работа Написание сичинения-рассуждения с использованием шаблона речевых клише
Речевые клише. Нужно ли … Что будет, если… …? Именно эту проблему рассматривает автор текста…..
Автор обращает внимание на… Подчеркивает важность… Автор, наверное, потрясен тем, что… Отмечает недостатки… Анализирует поведение героя и приходит к выводу, что…
Автор убежден, что… Для автора очевидно, что…
Я согласен с автором… Позволю себе предположить, что… Нет сомнений в том, что…
Таким образом… Видимо…
Речевые клише. Нужно ли … Что будет, если… …? Именно эту проблему рассматривает автор текста…..
Автор обращает внимание на… Подчеркивает важность… Автор, наверное, потрясен тем, что… Отмечает недостатки… Анализирует поведение героя и приходит к выводу, что…
Автор убежден, что… Для автора очевидно, что…
Я согласен с автором… Позволю себе предположить, что… Нет сомнений в том, что…
Таким образом… Видимо…..В итоге…….. Приложение 3
Далее
|
Поиск
Друзья сайта
|
|||||||||||||||||||||||||||