Четверг, 21/11/2024, 16:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

Проект методического семинара

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России» 2016

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 

Разработала Сенина Алёна Игоревна,

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 р.п. Куйтун

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Качество подготовки учащихся  к итоговой аттестации.  Проблемы и пути их решений»

Цель семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при подготовке к ГИА и наметить пути их решения с целью повышения качества образования.

Вопросы для рассмотрения

  • Особенности подготовки к ГИА по предметам разного цикла,          проблемы и пути их решения.
  • Как подготовить детей к успешной сдаче ГИА? От чего зависит эффективность этой работы?
  • С чего каждый из вас начинает подготовку к ЕГЭ и ГИА?
  • Какая система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА действует в нашей школе?
  • Говорят ли получаемые результаты ЕГЭ и ГИА о необходимости разработки новых подходов в обучении по предметам разного цикла?  
  • Согласны ли вы с тем, что необходимо перестроить всю систему преподавания своего предмета?

 

План семинара

 

1. Вступление, обозначение  цели семинара, основных рассматриваемых понятий.

2. Работа в группах по вопросам качественной подготовки выпускников к сдаче экзаменов (9,11 классы) – обсуждение вопросов, предоставленных на карточках и нахождение путей решения проблем (см. Приложение 1)

3. Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту) (см. Приложение 2)

Тема мастер-класса: Успел. ( по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись»)

4. Принятие решений по итогам семинара, обсуждение полученных знаний по вопросам подготовки выпускников к экзаменам.

 

Ход семинара

 

(Слайд 1)   Приветствие гостей семинара.

(Слайд 2)    Озвучивание цели семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке к ГИА и наметить пути их решения.

(Слайд 2)  Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение)

(Слайд 4)  Опрос учителей-предметников по вопросам подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Работа в группах по вопросам(5 групп)


(Слайд 5 ) Что сделано для подготовки к экзаменам

1. Содержание информационной работы с педагогами. 

2. Содержание информационной работы с родителями учащихся

1) Родительские собрания:
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).

3. Мониторинг качества обученности

Мониторинг–отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по:И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева).

Мониторинг качества образования– "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется, представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по:А.И. Субетто).

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков, факультативных и индивидуальных занятий.
- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ

- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;
- введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения;

- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.

4. Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ
(Слайд 6-7) Что еще надо сделать? – обсуждение  предложенных вариантов

(Слайд 8) Что надо учесть при организации подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту)

Тема мастер-класса: Успел. (по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись») (см.Приложение 2)

(Слайд 9)  Решение по семинару, обсуждение предложений. Подведение итогов семинара.

(Слайд 10) Вывод. Принятие решения по итогам семинара.

Решение:

Администрации школы продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой ГИА в групповой и индивидуальной форме.

Администрации школы продолжить работу по проведению мониторинга качества обученности учащихся 11 классов к ГИА. Мониторинг качества должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися на  ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ.

Администрации школы включить в ВШК изучение уровня эффективности подготовки учащихся к ГИА на уроках, факультативах и индивидуальных занятиях.

Руководителям ШМО включить в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросы подготовки к ГИА

Учителям-предметникам проводить индивидуальные консультации для учащихся, с привлечением  ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ГИА

Педагогу-психологу провести мониторинг психологической готовности участников образовательного процесса к ГИА.

Педагогу-психологу проводить индивидуальные консультации с целью оказания психологической поддержки учащимся и выработки индивидуальных стратегий подготовки к ГИА.

 

Приложение 1

Вопросы для работы в группах

1. Особенности подготовки к экзаменам ГИА и ЕГЭ по предметам разных циклов.

2. Организация работы по подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ. От чего зависит эффективность данной работы?

3. Родители и школа в подготовке выпускников к экзаменам.

4. Согласны ли вы, что надо  перестроить систему преподавания в связи с введением ГИА и ЕГЭ?

5. Работа с детьми риска при подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ.

 

     

Вопрос

Проблема

Решение

 

 

 

 

Приложение 2

 

Мастер-класс «Успешная подготовка к сдаче ЕГЭ» (анализ текста для выполнения задания 25 – написание сочинения по прочитанному тексту)

Тема мастер-класса: Успел. (по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись»)

Цель:

- прочитать и проанализировать рассказ  Л.М.Куликовой «Свиделись» путем  поэтапного чтения рассказа и лингвистического анализа текста

- выявить основную проблему, тематику  рассказа Л.М.Куликовой «Свиделись»

- развивать умение анализировать художественный текст, связывать название текста с его основной мыслью

- вызвать  нравственные размышления о нравственных аспектах рассказа.

Тип урока: урок изучения нового материала (комплексное усвоение знаний по анализу художественного текста).

Оборудование: раздаточный материал (для последовательного чтения текста), бланки для написания сочинения-рассуждения  по прочитанному тексту с речевыми клише.

Ход урока

I  Организационный момент

Приветствие, организация рабочего места.

II Беседа

- Тема нашего урока звучит коротко – «Успел». Что значит данное слово?

- В каких жизненных ситуациях можно применить данное слово?  (когда человек совершил действие).

- Свяжите значение слова «успел» с названием рассказа Людмилы Михайловны «Свиделись».

- Предположите, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием?

III Поэтапное чтение текста и его анализ

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.

 

- В чем заключалось приподнятое настроение Толика?

- Почему автор называет героя Толиком, а не Толей, Анатолием?

По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. «Как в детстве у мамы», - неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года. 
- Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.

 

- В чем счастье Толика?

- Что может испортить счастье Толика?

 

- Анют, а где синяя папка с письмами?

- Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них. - Найди мне её.

- Срочно надо или подождёшь?

- Срочно.

Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.

- Зачем нужна папка с письмами?

Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему и неизменно заканчивала своим обычным: «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки». Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя «самого красивого» или «самого весёлого» солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. «Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидимся ли ещё». А внизу добавлено: «Сыну Толе от мамы Оли».

- Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.

- Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.

- Что, совсем нет?

- Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.

- Значит, у Симоновых надо в долг брать.

- Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг

– «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам

мотаться и на работу успевать бегать.

 

- Каковы мысли Толика?

- Почему у жены Толика такая реакция? Отпустит или нет?

- Неужели Толик, не видевший мать столько времени, не может съездить к ней? Или не хочет???

Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой - на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета – серого, вокруг в  основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

- Есть кто живой? – спросил тихо.

- А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла.

Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.

Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.

- Из собеса будете? – спросила мать.

- Нет.

- Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь  пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндевею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.

- Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы».

- Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.

- А на что вы живёте?

- Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.

- А чем вы занимаетесь?

- Что?

- Что делаете?

- Сижу.

- Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?

- Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?

На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.

- Сын я ваш, Ольга Герасимовна.

- Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, - Нету у меня сына. Пропал он.

- Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.

- А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я.

- Как – ослепли?!

- А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.

 

- Почему мать считает, что ее сын пропал?

- Почему Толик не сразу ей признался?

- Что он может или должен спросить у матери?

- Успел Толик приехать к матери? Свиделся с ней?

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.С работой Толик справился к вечеру. Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой.

 После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь. Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:

- Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи.

- Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю... Как мне доказать, что я ваш сын?

- Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.

- Теперь уже четверо.

- Воон как! А ты откуда знаешь?

- Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.

- Нет, не помню.

- А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.

- Не помню.

- Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.

У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого – темнота  надёжно скрывала выражение лица матери.

- Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня. Помните?... Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!... Я заберу вас к себе.

- Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.

Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

- Поехал я.

- Доброго пути.

Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», - сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

- Вот и свиделись, сынок. Успел таки.

На следующий день старуха умерла.

 

- Почему мать не признала сына?

 - Почему она ничего не помнит?

- Правда ли, что мать все таки не признала сына?

- Какие нравственные проблемы можно обсудить, прочитав этот рассказ?

 

IV  Самостоятельная работа

Написание сичинения-рассуждения с использованием шаблона речевых клише

 

Речевые клише.

Нужно ли …

Что будет, если… …?

Именно эту проблему рассматривает автор текста…..

 

Автор обращает внимание на…

Подчеркивает важность…

Автор, наверное, потрясен тем, что…

Отмечает недостатки…

Анализирует поведение героя и  приходит к выводу, что…

 

Автор убежден, что…

Для автора очевидно, что…

 

Я согласен с автором…

Позволю себе предположить, что…

Нет сомнений в том, что…

 

Таким образом…

Видимо…
Впоследствии…

 

Речевые клише.

Нужно ли …

Что будет, если… …?

Именно эту проблему рассматривает автор текста…..

 

Автор обращает внимание на…

Подчеркивает важность…

Автор, наверное, потрясен тем, что…

Отмечает недостатки…

Анализирует поведение героя и  приходит к выводу, что…

 

Автор убежден, что…

Для автора очевидно, что…

 

Я согласен с автором…

Позволю себе предположить, что…

Нет сомнений в том, что…

 

Таким образом… Видимо…..В итоге……..

                                                                                                         Приложение 3

 

Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска

Cвоеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Наша классификация детей групп риска имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.

Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совместно с родителями выпускников определяют пути и способы психологической поддержки. На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:

• Групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности.
• Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).
• Составление рекомендаций для детей и их родителей. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или «застревающих» детей). Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и дети могли их использовать в качестве памятки.
• Индивидуальные консультации родителей выпускников.

Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений мы выделили следующие группы риска.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости логически мыслить. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно "левополушарно" по своей сути (требует умения анализировать и сопоставлять различные факты).

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

Во время экзамена. Правополушарным детям лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), а там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).

ДЕТИ-СИНТЕТИКИ

Краткая психологическая характеристика

Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других.

При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Во время экзамена. В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

 
Далее
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz