Вторник, 07/05/2024, 06:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

Изложение Судьба человека

Выборочное изложение "Судьба, опаленная войной"

Цели урока: 

- Научить отбирать материал на заданную тему;

- Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;

- Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей;

- Воспитывать уважение к людям и своей истории.          

Тип урока: Развитие   речи.                                                                                                                                                                                              

План урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Чтение текста.

Определение микротем текста.

Отбор материала на одну из микротем.

Лингвистический анализ отобранного материала.

Составление плана выборочного изложения.

Работа над орфограммами и пунктограммами.

Пересказ выборочного изложения.

Написание текста изложения.

Ход урока.

Учитель: Ребята, мы не раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет в нашей стране такой семьи, по которой война не прошлась бы своими тяжелыми колесами. Великая Отечественная война - это великое испытание, искалечившее судьбы многих людей. Сегодня мы поговорим о судьбе человека, на долю которого выпали все тяготы военного времени, а именно о герое рассказа Шолохова "Судьба человека". Давайте откроем учебник и прочитаем текст. Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?

Ученик: 1-я микротема - Портрет мальчика и мужчины.

                2-я микротема - Отец.

                3-я микротема - Сын.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит написать выборочное изложение на предложенную тему: "Судьба, опаленная войной". 

Возьмите ручки и выпишите в черновики слова, словосочетания и предложения, которые относятся к этой теме и помогают нам раскрыть образ отца. 

Ученики: (выписывают в черновик, а затем называют вслух)

Учитель: А теперь давайте разберем некоторые из выписанных вами слов и словосочетаний. Кто из вас знает, что обозначает слово - хутор? 

Ученик: Хутор - это крестьянский поселок, селение в южных областях.

Учитель: С какой целью в тексте автор использует глагол - брели? 

Ученик: Использование этого глагола подчеркивает тот момент, что путники очень устали и передвигались крайне медленно. 

Учитель: Почему автор говорит сутуловатый, а не использует прилагательное - сутулый?

Ученик: Сутулым человек бывает от природы, а сутуловатым он бывает от усталости. 

Учитель: В тексте используется фраза " Он говорил приглушенным баском", как вы ее понимаете?

Ученик: Это означает, что человек говорит хриплым от усталости голосом. 

Учитель: Кто из вас может ответить на вопрос, где было принято в обращении к незнакомому человеку говорить "браток"? 

Ученик: Такое обращение было между солдатами на фронте во время войны.

Учитель: В тексте используется словосочетание "черствая рука". Давайте подберем синонимы к нему.

Ученик: Жесткая рука, темная рука, шершавая рука.

Учитель: А как вы думаете, у кого бывают такие руки? 

Ученик: У человека, который занимается тяжелым физическим трудом.

Учитель: Отец называет себя "папанькой". О чем это говорит? 

Ученик: Это говорит о тех отношениях, которые царили в семье.

Учитель: Как вы можете определить эти отношения? 

Ученик: Теплые, дружеские.

Учитель: Отец называет сына "пассажиром". Почему? 

Ученик: Возможно, отец на фронте был водителем, или  потому что большую часть дороги отец нес сына на руках.

Учитель: Что такое - кисет?

Ученик: Кисет - маленький мешочек для табака, который затягивали шнурком.

Учитель: В тексте большое внимание обращено на глаза героя. Почему? 

Ученик: Глаза многое говорят о человеке, о его душе. Душа нашего героя сожжена горем.

Учитель: И что же в такой ситуации спасает его?

Ученик: Его спасает сын.

Учитель: Автор подчеркивает небрежность при описании одежды отца. С чем это связано? 

Ученик: Герой равнодушен к себе и своей одежде, и он заботится только о мальчике.

Учитель: Давайте подумаем, на сколько частей можно разделить материал и составим план.

Ученик: Текст можно разделить на три части:

1) Случайная встреча;

2) Описание внешности отца;

3) Описание одежды отца.

Учитель: А теперь давайте выпишем слова, которые могут вызвать затруднения при написании.

Ученики: (выписывают и проверяют написание слов: мужчина, хутор, переправа, сутуловатый, приглушенный, басок, черствую, шофер, пассажир, карман, кисет, присыпанный, неизбывная, прожжена, ботинки, шерстяные).

Учитель: Найдите в тексте предложения, которые соответствуют схемам:

1) "П!" - А

2) "П."

3) А: "П."

Как называются такие предложения?

Ученик: Это предложения с прямой речью.

Учитель: Почему мы выделяем при письме слово "браток"?

Ученик: Это слово является обращением.

Учитель: Давайте перескажем текст по частям.

Ученик: ( пересказывает 1-ю часть). 

Ученик: (пересказывает 2-ю часть).

Ученик: (пересказывает 3-ю часть).

Учитель: А теперь давайте попробуем пересказать весь текст изложения полностью.

Ученик: (пересказывает).

Учитель: После того как вы прослушали текст выборочного изложения можете приступить к его написанию в тетради.

2. Создание собственного изложения в тетради.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz