орфограммы в окончаниях слов
Орфограммы в окончаниях слов
I. Тест.
II. Работа с предложением.
– Исправьте речевую ошибку в предложении.
Кто контролирует за отечественным телевидением?
– Почему в конце предложения стоит вопросительный знак?
– Какой частью речи является слово контролирует?
– Сделайте морфемный разбор.
– На что указывает окончание? К какому спряжению относится глагол?
– Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
– Какой частью речи является слово телевидение?
– Сделайте морфемный разбор.
– К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте.
– Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений.
– Какой частью речи является слово отечественное?
– Сделайте морфемный разбор.
– На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род.
III. Упражнение 21.
– Из упражнения 21 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя их.
– Распределите эти слова по трем столбикам:
1 – существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы.
(Существительные и прилагательные следует выписывать с предлогами).
Работа с существительными.
– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?
|
1-е скл.
|
2-е скл.
|
3-е скл.
|
Проверочные слова
|
доска
земля
|
стол
конь
окно
|
степь
|
(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)
– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.
Работа с прилагательными.
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?
– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.
Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнемунельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.
Работа с глаголами.
– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.
Безударные окончания глагола
I спр.: -е, -ут, -ют
Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)
+ глаголы-исключения: брить, стелить
(идти – слово-«шпаргалка»)
|
II спр.: -и, -ат, -ят
Все глаголы на -ить (говорить)
+ 7 глаголов-исключений на -еть:
видеть
ненавидеть
смотреть
терпеть
вертеть
зависеть
обидеть
(глядеть – слово-«шпаргалка»)
+ 4 глагола-исключения на -ать:
гнать
держать
дышать
слышать
(спать – слово-«шпаргалка»)
|
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.
– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.
4. Упражнение 22 (комментированное письмо).
5. Работа с перфокартами.
Перфокарта выглядит следующим образом:
Зачеркните нужную букву:
1) и/е
2) и/е
3) а/о
|
1) и/е
2) а/о
3) а/о
|
1) и/е
2) и/е
3) и/е
|
Карточка для первого варианта:
1) из книг..
2) в книг..
3) к башн..
|
1) утренн..м ветерком
2) с огромн.. силой
3) в мрачн..м раздумье
|
1) реша..т
2) загора..т
3) держ..т
|
Карточка для второго варианта:
1) на конференци..
2) на машин..
3) с башн..
|
1) свеж..м сеном
2) в неглубок..м овраге
3) о голуб..м небе
|
1) пиш..т
2) дыш..т
3) люб..т
|
Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает перфокарты в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки.
Домашнее задание: упражнение 24.
|