Урок русского языка в 7 классе: «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
I. Организационный момент
Учитель настраивает на работу, создаёт комфортную обстановку
II. Повторение предыдущего материала
Вопросы о части речи которую изучали ранее и т.п.
Учитель: Посмотрите на экран. На экране появилось первое задание.
Записываем в тетрадь и графически обозначаем.
Задание 1
1. Вспомни как пишутся буквы Е, Ё, О в разных морфемах (Инструкция №1)
2. Распредели словосочетания, учитывая способ написания и обозначения орфограммы.
Тихий ш..рох, ровный ш..в, солнечным луч..м, тёмной туч..й, выпал снеж..к, плюш..вый медведь, освещ..нный светом, выкраш..нная скамейка
О Е Ё
(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).
Учитель: Есть ли среди записанных слов причастия. Назовите их разряд, время. Вы знаете какую букву нужно писать в причастиях после шипящих? Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики предлагают свой вариант
Тема урока: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
III. Формулирование цели урока
Чему мы сегодня будем учиться?
Учитель: определить какую букву нужно писать.
Задание 2
1.Вставь в предложения пропущенные слова и буквы:
1). В суффиксах существительных и ......... после.............. под ударением пишу ....., а не под ударением.....
2). В суффиксах страдательных ..................... времени после ............ под ударением пишу ...., а не под ударением .....
3). В ................ глаголов после ............. под ударением пишу ...
У доски по одному ученик заполняет пропуски
Проверяется умение образовывать страдательные причастия , выделение орфограммы.
Задание 3
Образуй от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени:
самопроверка
Ограничить -_________________________
Потушить-___________________________
Раскрасить-___________________________
Обезводить-__________________________
Раскрепостить-________________________
IV.Распределительный диктант.
Задание 4
Выполни упражнение 140 с. ___: распредели словосочетания с причастиями на 2 группы (1- ё, 2 – е) ( взаимопроверка)
V.Физкультминутка
Отгадайте загадки.
Ответы связаны с темой нашего урока
Мне щёки, руки, нос
Обжёг сегодняшний мороз.
Как быстро излечить мне все ожоги?
Ведь мама, бабушка – не боги?
На маленький мячик он очень похож,
Но очень холодный, для солнца негож. (Снежок)
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок-
Красный маленький ...флажок
Не летаю, не хожу,
А верчусь я и жужжу.
Как устану,- перестану,
Упаду и полежу. Волчок
Задание 5
VI. Работа с текстом
освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным
VII. Подведение итогов
Учитель: Чему учились? Что помогало?
Подведем итоги:
Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Помогала постановка ударения.
VIII. Рефлексия
Оценки
Тест «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
В какой строке во всех словах пишется О?
1) вооруж…нный, напереч…т, ж…сткий, свеч…й
2) окруж…нный, сокращ….ный, гараж…м
3) борщ…вый, лапш…й, ш…в, гребеш..к
4) ещ…, ч…ткий, сожж…нный, размеж…вка