Вторник, 07/05/2024, 10:28
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика
Яндекс.Метрика

Духовно - нравственное воспитание

Духовно – нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы и русского языка

Доклад подготовила: Сенина А.И.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить его с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

         Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую и дополнительную литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

         По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

         Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;          2) церковный.

         В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.

        Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов и этносов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей. Это не случайно, как и не случайно, что смысловой ключ и ценностные основания жизнедеятельности человека лежат в плоскости морали, откуда черпает каждый человек свои смыслозначимые основы и символы жизни.  Поэтому были выделены и обоснованы такое ёмкие понятия как «простые нормы нравственности» и «общечеловеческие ценности», употребляемые сегодня и акцентирующие ценностный аспект жизнедеятельности людей.

Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая закрепляла бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.

Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.

Особую роль в формировании духовности и нравственности играют уроки русского языка и литературы.  Именно через них обучающиеся могут познакомиться и определить для себя содержание таких понятий как мораль, долг, патриотизм, уважение старших, культурные ценности, государство, нация, народ. Причем познание данных слов – определений проходит ненавязчиво, порой незаметно и для самих учеников. Например, в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой, каждый курс изучения русского языка начинается с определения таких понятий как «язык народа», «родной язык», «родное слово», «Родина», «слово». (Например, фраза из упражнения №5, 8 класс, «…в прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа страны, но и вся история духовной жизни»).  Кроме этого, в учебниках присутствует материал, с помощью которого обучающиеся познают правила общения, способы коммуникации различных людей и поколений. (Например, фраза из упражнения №280, 8 класс, «…общение обогащает и облагораживает человека», «…общение необходимо всем – и молодым, и детям, и пожилым»).

В учебнике русского языка 9-11 классов большое место занимают описания природы или различных местностей Родины. Это позволяет обучающимся не только познакомиться с местами родной страны, но и рассмотреть способы изображения этого места посредством языка. (Например, фраза из упражнения №56, 9 класс, «Словно легкий сиреневый пар, поднялась и заросла над розоватыми свечами стволов березовая прозрачная шевелюра; мерцали, золотились на солнышке червонно-коричневые мутовки сосен»).  Кроме этого описания, используются для работы и поговорки, пословицы русского языка или выражения именитых авторов литературы. (Например, фраза из упражнения №153, 9 класс, «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Л.Н.Толстой, или «Я люблю Россию до боли сердечной, и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. М.Салтыков - Щедрин»).

Если на уроках русского языка нравственное развитие идет косвенно по отношению к теме урока и изучаемому материалу, то на уроках литературы обучающиеся в полной мере погружаются в атмосферу духовности, морали и нравственности. Любое произведение, начиная с 5 и заканчивая 11 классом, содержит в себе огромное количество информации для духовной жизни человека. На любом этапе урока литературы учитель говорит о нравственных понятиях или категориях. Даже анализ структуры, композиции, каркаса произведения несет на себе отпечаток выражения идей, мыслей, чувств автора. Ведь для чего нужен предмет литература? Чтобы научить со-участвовать, со-переживать и со-размышлять.

Читая и анализируя произведения, ученик способен выделить для себя новую информацию. Именно с помощью художественных произведений формируются такие понятия как «честь», «храбрость», «достоинство», «воин», «женщина-мать», «родной дом», «отчий край» и др. Литературные дискуссии весьма ценны в этом плане: они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Для духовно-нравственного воспитания на уроках литературы необходимо проводить беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. И на этапе рефлексии всегда надо проводить параллель между прочитанным и жизненным опытом самих учеников (Например, с помощью вопросов «Как бы ты поступил на месте героя», «А что ты думаешь по поводу поступка героя», «Согласен ли ты с мнением героя»). Только так можно провести невидимую линию между произведением и моральными устоями человека.

 Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание должно быть сквозной линией образования и входить во все образовательные области базисного учебного плана. Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. И именно выбор методов воспитания нравственности в обучающихся и сформирует гражданское общество России 21 века.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz