Проект классного часа «Я и моя семья. Корни человека»
Проект классного часа «Я и моя семья. Корни
человека»
(возрастная
группа – 5 класс)
Паспорт
проекта классного часа «Я и моя семья. Корни человека»
Цель:
сформировать у обучающихся представление о значении семьи и
семейных ценностей как социального
явления государства.
Задачи:
1. Определить роль и значении семьи для каждого человека в
отдельности и для государства в целом.
2. Научить учащихся составлять родословную своей семьи, показать основы для дальнейшего изучения
истории поколений.
3. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать
гражданственность и патриотизм.
4. Воспитать уважение к отцу
и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Участники:
обучающиеся 5 класса
Подготовка
к классному часу:
раздаточный
материал (кроссворд по теме «Семья»), генеалогическое древо русских князей
(иллюстративный материал), чистые листы формата А5 для работы обучающихся.
Актуальность:
Изначально на Руси главной ценностью человека
считалась его семья – крепкая, большая, полная любви и заботы о близком. Живя в
XXI
веке, человек поменял семью на удовольствие,
карьеру, дом, машину. Многие дети, рожденные мамой «для себя» (как это ни эгоистично
и звучит), не приучены к понятию «семья» и «семейные ценности»; современные
люди не умеют строить семью на таких понятиях как любовь и верность, не рожают детей, считая их
обузой, не видят своего значения для нового маленького человека, пришедшего в
наш мир. Поэтому классный час рассчитан на формирование у обучающихся значения
слова «семья», роли семьи в развитии и укреплении государства, роли человека в системе
целого мира.
Ожидаемый
результат:
Определение роли и значения семьи для становлении и
развития государства, определение собственной точки зрения в понятии семьи, ее
состава, понятия семейные ценности и их значение для человека. Классный час
направлен на осмысление обучающихся слова «семья» через творческую работу по
составлению собственного генеалогического древа семьи, осмысление роли каждого
человека в создании и укреплении семьи,
развитии семейных ценностей и таких моральных
понятий как любовь, уважение к матери и отцу, ответственность за жизнь других
людей.
Ход
классного часа
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада
вас видеть! Сегодня на классном часу мы будем говорить о самом важном, о самом
любимом и о самом добром, что есть на земле. Но вот о чем будет наш разговор –
вы сформулируете сами.
Для начала я вам предлагаю
разгадать небольшой кроссворд.
Задание:
решить кроссворд, вписав буквы в клеточки.
Кроссворд:
1. Потомок отца. СЫН
2. Для мамы он отец, а для
вас кто? ДЕДУШКА
3. Первое слово, которое
говорит малыш? МАМА
4. Потомок матери. ДОЧЬ
5. Последняя буква в
алфавите. Я
Задание:
из букв данных слов образуйте слово, о котором мы сегодня и будем говорить (из
каждого слова необходимо выбрать одну букву, входящую в новое слово).
2.
Основная часть.
- Какое же слово получилось? (семья)
- Что значит данное слово? (обучающиеся
формулируют значение слова «Семья»).
Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе;
родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют
уже иную семью. По Далю.
- Итак, сегодня мы поговорим
о семье и генеалогическом древе
человека.
Задание:
перечислить членов вашей семьи.
Перечисление
учащихся:
Мама
Папа
Брат
Сестра
Бабушка
Дедушка
- Все эти члены семьи
связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются
они близкие родственники.
- Есть ещё понятие дальние
родственники. Кто же относится к дальним
родственникам?
Перечисление
учащихся:
Дяди
Тёти
Двоюродные братья, сёстры.
Прабабушки
Прадедушки.
- Хорошо, молодцы! А сейчас
для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру "Встаньте все те, у кого…”
…У кого есть старший брат.
…У кого есть старшая сестра.
…У кого есть младший брат.
…У кого есть младшая сестра.
…У кого бабушка и дедушка
живут в нашем поселке.
…У кого родственники живут в
нашем поселке.
…У кого родственники живут в
Иркутской области.
…У кого родственники живут в
России.
…У кого родственники живут
за рубежом.
- Ну, вот, я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих
близких и дальних родственников.
- А как
вы думаете, зачем нам нужна семья? Может каждый будет жить отдельно, как хочет?
Семья – это основа государства. Счастливые дети рождаются в семье,
там их воспитывают, любят, ухаживают за ними. В будущем, родив своих детей, эти
люди будут строить и создавать свою жизнь, посвященную детям и их будущему. На
таких людях – счастливых, ответственных за другие жизни, и основывается
государство, целая страна.
- У каждой семья есть своя история, как есть история страны. Наука, занимающаяся родословием, или
изучением корней человека, его семьи, называется генеалогия. Так записано в
толковом словаре Владимира Даля. ГЕНЕАЛОГИЯ (греч. genealogia — родословная),
вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая
происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль
знаний, составление родословий.
- Чтобы более наглядно было
видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют
генеалогическое древо семьи.
- Вот посмотрите, какое
родословное древо семьи у князей российских.
Показ древа князей российских по книге Н.М.
Карамзина «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» (книга IV) – иллюстрация.
- Сегодня мы с вами
попробуем составить своё генеалогическое древо семьи.
- Посмотрите, как оно должно
выглядеть. Обычно, на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать
дату рождения. Составлять мы будем с вами упрощённое древо.
Показываю, как построить генеалогическое древо на собственном примере
(работа на доске).
3.
Составление генеалогического древа
Составление генеалогического древа детьми. Показ
по желанию.
- Молодцы! А дома вы
попробуете сделать более полную родословную своей семьи. Можно на родословии
добавить фотографии родственников.
4.
Заключительная часть.
- Возникли ли у вас вопросы
по сегодняшней теме?
- Что вы сегодня выполняли на уроке?
- Трудно ли вам было при выполнении задания?
- На этом заканчивается наш
классный час. Всего хорошего!
|